Русская лапта: история и тенденции развития
На главную Напишите нам Генофонд Согласие Для гостей
А.Ю. Костарев (Башкирский государственный педагогический институт, Уфа)

В культуру каждого народа входят созданные им игры. На протяжении веков эти игры сопутствуют повседневной жизни детей и взрослых, вырабатывают жизненно важные качества: выносливость, силу, ловкость, быстроту, прививают честность, справедливость и достоинство.
Русские народные игры имеют многовековую историю: они сохранились до наших дней со времен глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.
Помимо сохранения народных традиций игры оказывают большое влияние на воспитание характера, воли, интереса к народному творчеству у молодежи. Так, П.Ф. Лесгафт, создавший научно обоснованную систему физического воспитания, рассматривал народные игры как одно из действенных средств физического развития и воспитания.
С древнейших времен до нас дошли сведения об играх с мячом.
В древних русских летописях есть упоминание о народной игре - лапте. Да и среди предметов, найденных при раскопках древнего Новгорода, обнаружено немало мячей и сама лапта (палка-бита), давшая название игре. Значит, более тысячи лет живет эта игра в народе.
Еще во времена Петра I лапта была любимейшей молодецкой забавой. Следует отметить, что лапта - не только русская игра. У разных народов мира есть много родственных игр. Они имеют свои правила и называются по-разному: у англичан - крикет, у американцев - бейсбол, софтбол, у кубинцев - пелота, у румын - ойма, у финнов - песа палло, у немцев - шлагбал. Норвежские археологи при раскопках находят биты для игры в лапту, которая у викингов пользовалась успехом.
Первая попытка создания единых официальных правил по русской лапте была предпринята в 1926 г. Высшим Советом по физической культуре при ВЦИК РСФСР. Но тогда лапта так и не была признана видом спорта, хотя ее популярность в народе была по-прежнему высока. И только в 1957 г. благодаря усилиям энтузиастов состоялось первое официальное соревнование по лапте.
Первый чемпионат Российской Федерации, в 1958 г., послужил существенным стимулом к дальнейшему развитию этой народной игры в городах и областях страны. Лапта завоевала признание. В России были созданы тысячи команд. Уже в 1959 г. лапту включают в программу Спартакиады народов РСФСР.
Однако в 60-70-х гг. развитие лапты приостанавливается, эта увлекательная спортивная игра практически прекращает свое существование. Физкультурные организации страны не проявляют к ней интереса. Заслуженный мастер спорта, заслуженный тренер СССР А.М. Зимин по этому поводу говорил: “… до сих пор не могу понять, почему фактически исчезла с наших полей замечательная русская игра лапта. А во многих странах ухватились за плодотворную идею этой игры, модернизовали игру, сделали более спортивной, и теперь лаптовые виды спорта, такие, например, как бейсбол, крикет и песа палло, завоевали огромную популярность”.
И только к концу 80-х гг. несправедливость, допущенная по отношению к этой интересной игре, была устранена. Новый импульс к развитию лапты дало постановление Госкомспорта СССР “О развитии бейсбола, софтбола и русской лапты”, принятое в 1987 г.
К началу 1988 г. лапта уже культивировалась в 344 коллективах физической культуры РСФСР, Украины, Белоруссии.
Богатые традиции игры в русскую лапту, имевшиеся в нашей стране, не позволили ей исчезнуть окончательно, и достаточно было поддержки на официальном уровне, чтобы началось ее второе рождение.
В 1990 г. в Ростове состоялся первый официальный чемпионат России по лапте среди мужских команд. В 1994 г. лапта была включена в Единую Всероссийскую спортивную классификацию. В 1995 г. были разработаны новые правила соревнований. И вот уже девять лет чемпионаты России по лапте проводятся ежегодно, вызывая неизменный интерес к игре со стороны физкультурных организаций областей и регионов России. В настоящее время лапта культивируется как игровой вид спорта более чем в тридцати областях и регионах.
Особой популярностью лапта пользуется в Амурской, Иркутской, Тюменской, Томской, Саратовской, Брянской, Омской, Волгоградской, Тульской, Новгородской, Московской, Белгородской и других областях, в городе Красноярске, в Краснодарском крае, в республике Башкортостан.
С 1997 г. действует межрегиональная общественная организация - Федерация русской лапты России.
Чем же интересна русская лапта, что привлекает в ней специалистов и любителей?
Эта игра не требует ни особых дорогостоящих принадлежностей, ни специально фундаментально оборудованных площадок, что в настоящее время приобретает особую актуальность. Для игры необходимы игровая площадка размером 40-55 м в длину и 25-40 м в ширину с травяным или искусственным покрытием, цельнодеревянная бита длиной 60-110 см, весом не более 1500 г и теннисный мяч.
Лапта - игра командная. Каждая команда согласно действующим правилам состоит из 10 игроков. Лапта относится к ситуационным видам спорта, особенностью которых является непрерывное изменение структуры и интенсивности двигательных актов. Известно, что общим признаком, находящим свое выражение в любой спортивной игре, является высокая психическая напряженность соревновательной борьбы. Лапта в этом отношении не составляет исключения. Вместе с тем она имеет свои особенности. В лапте в отличие от других командных игр не нужно забивать голы, забрасывать мячи в корзину, здесь результат определяется количеством удачно проведенных перебежек, за которые команде начисляются очки. Каждая команда старается играть как можно дольше в нападении, ведь только игра в нападении позволяет сделать результативную перебежку. В защите же можно набирать очки за пойманные с лёта мячи.
Бег, прыжки, метание мяча, ловля, удары битой и игровая ориентировка составляют основу игры. В связи с тем что двигательная активность каждого игрока команды имеет конкретную направленность, в лапте спортсменов различают по амплуа. В нападении это первый бьющий, второй бьющий, третий бьющий, четвертый бьющий, пятый бьющий и шестой бьющий; в защите - подающий, правый ближний, левый ближний, центральный, правый дальний и левый дальний защитники.
Безусловно, перспективы развития любого вида спорта диктуют необходимость решения возникающих научно-методических задач. В исследовательской работе лапта является одним из самых малоизученных видов спорта, необходимость расширения масштабов научно-исследовательской работы в этом виде обусловливается отсутствием на сегодняшний день научно обоснованной методики подготовки игроков в лапту различной квалификации.
Тенденция развития русской лапты на современном этапе ставит перед специалистами задачи по разработке методики подготовки игроков, обладающих высоким индивидуальным мастерством.
В практике в основном используются методы командной подготовки игроков, а индивидуальной подготовке, с учетом особенностей функций, выполняемых спортсменами в игре, часто уделяется недостаточное внимание, так как методика подготовки игроков в лапту различных игровых амплуа, по существу, не разработана и тренеры команд по лапте не располагают экспериментально обоснованными рекомендациями по подготовке игроков с учетом их игровых специализаций.
Рекомендуемые в теории и практике методы управления тренировочным процессом в спортивных играх приемлемы и для лапты. Задача состоит в том, чтобы всесторонне изучить специфику деятельности игроков в лапту в тренировочных и соревновательных условиях.
При разработке научно-методических основ управления тренировочным процессом игроков в лапту необходимо исходить из теоретико-методических принципов управления подготовкой спортсменов в игровых видах спорта.
Подготовка квалифицированных спортсменов - игроков в лапту - одно из важных направлений в исследовательской работе, однако не следует забывать и о других не менее важных задачах, а именно - подготовке специалистов по этому виду спорта. И первые шаги в этом направлении уже сделаны.
На факультете физической культуры Башкирского государственного педагогического института разработана учебная программа по русской лапте. Студенты дневного и заочного отделений, изучая основные разделы учебной программы, на практических занятиях по специализации закрепляют изученный материал и в дальнейшем применяют полученные знания в практической работе.
процесс индивидуализации подготовки.
В школьных условиях этого можно добиться методом опережающего обучения. В то же время этот метод, по моему мнению, должен перекликаться с истоками русских народных игр. Сейчас повсеместно идет возвращение к истокам своей народной культуры, вот и я решил обратиться к русским народным играм как средству, через которое возможно обучение игре в баскетбол. По опросу школьников, самой любимой народной игрой является лапта.
Без этой подлинно народной игры трудно представить себе жизнь мальчишек и девчонок. Упоминания о лапте есть уже в древних русских летописях. Значит, более тысячи лет живет эта игра в народе!
Так неужели наше поколение окажется первым, кто не сумеет передать дальше эстафету поколений?! Нет, надо сберечь без потерь наше национальное достояние.
Кстати, игры, похожие на лапту, есть у многих народов: крикет – в Англии, бейсбол – в США, песа палло – в Финляндии, ойна – в Румынии.
О значении лапты очень метко сказал знаменитый русский писатель А.И. Куприн: «Эта народная игра – одна из самых интересных и полезных игр... В лапте нужны: находчивость, глубокое дыхание, верность своей команде, внимательность, изворотливость, быстрый бег, меткий глаз, твердость удара рук и вечная уверенность в том, что тебя не победят».
Я решил, что при определенной обработке лапту можно применять для обучения элементам баскетбола, и не только на открытом воздухе, но и в спортивном зале. В этой игре также существует определенная техника и тактика игры, освоение которых готовит учеников к восприятию более сложной технической и тактической игры в баскетбол. При этом в игровых условиях освоение технических элементов имеет значительно большую эмоциональную окраску в сравнении с обычным программным материалом, что очень важно для детей. Все наши упражнения я разрабатывал для применения в спортивном зале.
Рассмотрим процесс обучения техническим приемам учащихся младших классов, применяемых в баскетболе, с применением элементов лапты. В лапте, так же как и в баскетболе, применяются следующие технические приемы: стойка, перемещения, ловля и передача мяча. Кроме того, применяются тактические взаимодействия и выполнение какого-либо технического приема в условиях дефицита времени. Следует учитывать, что в этот период обучения нецелесообразно формировать у учащихся жесткие динамические стереотипы перемещений, поскольку в ходе игры зачастую один вид перемещений сменяется другим, а перемещение, начатое в одну сторону, меняется на движение в противоположном направлении. При обучении надо наряду с глубиной изучения каждого вида перемещений применять различные их комбинации, возникающие как в заданной обстановке при обучении, так и в конкретной игровой ситуации.
Техническое выполнение третьеклассниками стойки и перемещений, как правило, не представляет для них особых трудностей. Каждый учащийся при обучении игры в лапту может непроизвольно принять стойку в ожидании мяча, сделать несколько шагов к мячу, пусть и неумело. Сложность обучения заключается в том, что в игровых ситуациях движение надо выполнять при дефиците времени. Учащиеся должны знать, что правильно принятая стойка, выполненное перемещение не являются самостоятельными игровыми действиями. Это лишь способ подготовки к основному игровому действию с мячом. Однако от того, как быстро и точно игрок сумеет переместиться к подающему или отскочившему мячу, зависит успех основного игрового действия. И как часто из-за несвоевременного выхода к мячу игрок вынужден выполнять действие, неприемлемое в данной ситуации. Поэтому задача учителя – сделать так, чтобы каждый учащийся осознал важность правильной стойки и перемещений к мячу, уже в самом начале обучения понял зависимость от всех последующих игровых действий.
Лапта, подвижные игры с ее элементами, упражнения на освоение игровой техники являются прекрасными средствами подготовки к ловле и передаче мяча в баскетболе. Упражнения, используемые при обучении лапте, позволяют выполнять большое количество бросков, ловли и подбора мяча с площадки, все это развивает координационные способности, чувство мяча.
Перебежки в лапте аналогичны перемещениям игроков в баскетболе, где практикуются ускорения в быстрый прорыв и командная игра в нападении с быстрым возвращением в зону защиты.
Единственным недостатком игры в лапту при обучении баскетболу является отсутствие ведения мяча. Но на этот недостаток можно возразить следующее. Дело в том, что обучение элементам баскетбола и всему баскетболу в целом надо начинать именно с ведения мяча, освоив этот элемент, учащиеся уже будут готовы к освоению следующих благодаря игре в лапту.










При поддержке творческого лейбла "Время Водолея" (искать в "Яндекс")



Hosted by uCoz